ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ" от 15.07.2015 № 305-З
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О КОМИССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ" от 26 декабря 2011 года
ОБ ИЗМЕНЕНИИ постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732 (от 30 апреля 2019г. №267)
ПОЛОЖЕНИЕ
о комиссии по противодействию коррупции
в ГУО «Азделинская базовая школа Гомельского района»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности, задачи и
компетенцию Комиссии по противодействию коррупции (далее – Комиссия) в ГУО «Азделинская базовая школа Гомельского района» (далее – школа).
1.2. Комиссия является совещательным органом, который систематически
осуществляет комплекс мероприятий по:
- выявлению и устранению причин и условий, порождающих коррупцию;
- выработке оптимальных механизмов защиты от проникновения коррупции в школе, снижению коррупционных рисков;
- созданию единой общешкольной системы мониторинга и информирования
сотрудников по проблемам коррупции;
- антикоррупционной пропаганде и воспитанию;
- привлечению общественности и СМИ к сотрудничеству по вопросам
противодействия коррупции в целях выработки у сотрудников и учащихся навыков антикоррупционного поведения в сферах с повышенным риском коррупции, а также формирования нетерпимого отношения к коррупции.
1.3. Для целей настоящего Положения применяются следующие понятия и
определения:
1.3.1. Коррупция – противоправная деятельность, заключающаяся в использовании лицом предоставленных должностных или служебных полномочий с целью незаконного достижения личных и (или) мущественных интересов.
1.3.2. Противодействие коррупции – скоординированная деятельность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Республики Беларусь, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических
лиц по предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц
совершивших коррупционные преступления, минимизации и (или) ликвидации их последствий.
1.3.3. Коррупционное правонарушение – как отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность.
1.3.4. Субъекты антикоррупционной политики – органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации и лица, уполномоченные на формирование и реализацию мер антикоррупционной
политики, граждане.
В школе субъектами антикоррупционной политики являются:
- педагогический коллектив, учебно-вспомогательный персонал и
обслуживающий персонал;
- учащиеся школы и их родители (законные представители);
- физические и юридические лица, заинтересованные в качественном оказании образовательных услуг учащимся школы.
1.3.5. Субъекты коррупционных правонарушений – физические лица,
использующие свой статус вопреки законным интересам общества и государства для незаконного получения выгод, а так же лица, незаконно предоставляющие такие выгоды.
1.3.6. Предупреждение коррупции – деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на изучение, выявление, ограничение либо устранение явлений условий, порождающих коррупционные правонарушения, или способствующих их распространению.
1.4. Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения приказом по образовательному учреждению.
2. Порядок формирования и деятельность Комиссии
Комиссия создается руководителем государственного органа (организации) в количестве не менее пяти членов. Председателем комиссии является руководитель государственного органа (организации), а в случае отсутствия руководителя государственного органа (организации) - лицо, исполняющее его обязанности. Секретарь комиссии избирается на заседании комиссии из числа ее членов.
(часть первая п. 2 в ред. Постановления Совмина от 30.04.2019 № 267)
Состав комиссии формируется из числа руководителей структурных подразделений государственного органа (организации), курирующих вопросы осуществления финансово-хозяйственной, экономической, производственной деятельности, бухгалтерского учета, распоряжения бюджетными денежными средствами, сохранности собственности и эффективного использования имущества, ведомственного контроля, кадровой и юридической работы.
3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-3 «О борьбе с коррупцией», иными актами законодательства, в том числе настоящим Типовым положением, а также утверждаемым руководителем государственного органа (организации) положением о комиссии, в котором учитываются особенности деятельности государственного органа (организации).
(в ред. постановлений Совмина от 28.06.2018 № 502, от 30.04.2019 № 267)
4. Основными задачами комиссии являются:
аккумулирование информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками государственного органа (организации), а также подчиненных (входящих в систему, состав) организаций, в том числе негосударственной формы собственности (далее - подчиненные организации);
обобщение и анализ поступающей, в том числе из государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками государственного органа (организации), подчиненных организаций;
своевременное определение коррупционных рисков и принятие мер по их нейтрализации;
(в ред. постановлений Совмина от 30.04.2019 № 267)
разработка и организация проведения мероприятий по противодействию
коррупции в государственном органе (организации), подчиненных организациях, анализ эффективности принимаемых мер;
координация деятельности структурных подразделений государственного органа (организации), подчиненных организаций по реализации мер по противодействию коррупции;
взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;
рассмотрение вопросов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
(в ред. постановлений Совмина от 30.04.2019 № 267)
рассмотрение вопросов соблюдения правил этики государственного служащего (корпоративной этики);
принятие мер по устранению последствий коррупционных правонарушений, правонарушений, создающих условия для коррупции, и иных нарушений антикоррупционного законодательства.
(в ред. постановлений Совмина от 30.04.2019 № 267)
(п.4 в ред. постановления Совмина от 23.04.2015 № 326)
5. Комиссия в целях решения возложенных на нее задач осуществляет следующие основные функции:
участвует в пределах своей компетенции в выполнении поручений вышестоящих государственных органов по предотвращению правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений;
(в ред. постановлений Совмина от 23.04.2015 № 326, от 30.04.2019 № 267)
ведет учет поступающей из правоохранительных и контролирующих органов, иных государственных органов и организаций и содержащейся в обращениях граждан и юридических лиц информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками государственного органа (организации) и подчиненных организаций и анализирует такую информацию;
(в ред. постановлений Совмина от 23.04.2015 № 326)
заслушивает на своих заседаниях руководителей подчиненных организаций о проводимой работе по профилактике коррупции;
(в ред. постановлений Совмина от 23.04.2015 № 326)
взаимодействует с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;
(в ред. постановлений Совмина от 23.04.2015 № 326)
принимает в пределах своей компетенции решения, а также осуществляет контроль за их исполнением;
(в ред. постановлений Совмина от 30.04.2019 № 267)
разрабатывает меры по предотвращению либо урегулированию ситуаций, в которых личные интересы работника государственного органа (организации) или подчиненной организации, его супруги (супруга), близких родственников или свойственников влияют либо могут повлиять на надлежащее исполнение этим работником своих служебных (трудовых) обязанностей;
(в ред. постановлений Совмина от 30.04.2019 № 267)
разрабатывает и принимает по вопросам борьбы с коррупцией;
(в ред. постановлений Совмина от 30.04.2019 № 267)
запрашивает у подчиненных организаций в пределах компетенции
государственного органа (организации) в установленном законодательными актами порядке информацию по вопросам противодействия коррупции;
(в ред. постановлений Совмина от 23.04.2015 № 326)
вносит руководителям подчиненных организаций предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности подчиненных им работников, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения;
рассматривает предложения членов комиссии о совершенствовании методической и организационной работы по противодействию коррупции;
вырабатывает предложения о мерах реагирования на информацию, содержащуюся в обращениях граждан и юридических лиц, по вопросам проявлений коррупции;
рассматривает предложения членов комиссии о поощрении работников, оказывающих содействие в предотвращении проявлений коррупции и их выявлении, выявлении правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;
(в ред. постановлений Совмина от 30.04.2019 № 267)
осуществляет иные функции, предусмотренные положением о комиссии.
6. Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с планами работы на календарный год, утверждаемыми на ее заседаниях.
План работы комиссии на календарный год с перечнем подлежащих рассмотрению на заседаниях комиссии вопросов должен быть размещен на официальном сайте государственного органа (организации) в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 15 дней со дня его утверждения.
(часть 2 п. 6 введена постановлением Совмина от 28.06.2018 № 502)
Информация о дате, времени и месте проведения заседаний комиссии подлежит размещению на официальном сайте государственного органа (организации) в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 5 дней до дня проведения заседания комиссии.
(часть 2 п. 6 введена постановлением Совмина от 28.06.2018 № 502; в ред. постановлений Совмина от 30.04.2019 № 267)
7. Не могут являться одновременно членами комиссии лица, состоящие в браке или находящиеся в отношениях близкого родства или свойства.
8. Председатель комиссии:
несет персональную ответственность за деятельность комиссии;
организует работу комиссии;
определяет место и время проведения заседаний комиссии;
утверждает повестку дня заседаний комиссии и порядок рассмотрения вопросов на ее заседаниях, при необходимости вносит в них изменения;
(в ред. постановлений Совмина от 30.04.2019 № 267)
дает поручения членам комиссии по вопросам ее деятельности, осуществляет контроль за их выполнением;
незамедлительно принимает меры по предотвращению конфликта интересов или его урегулированию при получении информации, указанной в абзаце седьмом части первой пункта 10 настоящего положения.
(абзац введен постановлением Совмина от 23.04.2015 № 326)
В случае отсутствия необходимого количества членов комиссии на ее заседании председатель комиссии назначает дату нового заседания, но не позднее чем через месяц со дня несостоявшегося заседания.
9. Член комиссии вправе:
вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии;
выступать на заседаниях комиссии и инициировать проведение голосования по внесенным предложениям;
задавать участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
знакомиться с протоколами заседаний комиссии и иными материалами, касающимися ее деятельности;
в случае несогласия с решением комиссии изложить письменно особое мнение по рассматриваемому вопросу, подлежащее обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии;
осуществлять иные полномочия в целях выполнения возложенных на комиссию задач и функций.
10. Член комиссии обязан:
принимать участие в подготовке заседаний комиссии, в том числе формировании повестки дня заседания комиссии;
(в ред. постановления Совмина от 23.04.2015 № 326)
участвовать в заседаниях комиссии, а в случае невозможности участия в них сообщать об этом председателю комиссии;
по решению комиссии (поручению ее председателя) принимать участие в проводимых мероприятиях по выявлению фактов совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, а также неисполнения законодательства о борьбе с коррупцией;
не совершать действий, дискредитирующих комиссию;
выполнять решения комиссии (поручения ее председателя);
незамедлительно в письменной форме уведомить председателя комиссии о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения в связи с исполнением обязанностей члена комиссии;
(абзац введен постановлением Совмина от 23.04.2015 № 326)
добросовестно и надлежащим образом исполнять возложенные на него обязанности.
(абзац введен постановлением Совмина от 23.04.2015 № 326)
Член комиссии несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
(ч. 2 п. 10 введена постановлением Совмина от 23.04.2015. № 326)
11. Секретарь комиссии:
обобщает материалы, поступившие для рассмотрения на заседаниях комиссии;
ведет документацию комиссии;
извещает членов комиссии и приглашенных лиц о месте, времени проведения и повестке дня заседания комиссии;
обеспечивает подготовку заседаний комиссии;
обеспечивает ознакомление членов комиссии с протоколами заседаний комиссий;
(абзац введен постановлением Совмина от 23.04.2015 № 326)
осуществляет учет и хранение протоколов заседаний комиссии и материалов к ним.
12. Воспрепятствование членам комиссии в выполнении ими своих полномочий не допускается и влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательными актами.
12-1. Граждане и юридические лица вправе направить в государственный орган (организацию), в котором создана комиссия, предложения о мерах по противодействию коррупции, относящихся к компетенции комиссии.
Предложения граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии, рассматриваются на заседании комиссии и приобщаются к материалам данного заседания.
К предложениям граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции и порядку их рассмотрения применяются требования, предусмотренные законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
В случае несогласия с результатами рассмотрения предложения о мерах по противодействию коррупции гражданин, юридическое лицо вправе направить соответствующее предложение о мерах по противодействию коррупции в вышестоящий государственный орган (организацию) и (или) иной государственный орган в соответствии с компетенцией, установленной законодательством о борьбе с коррупцией.
(в ред. постановления Совмина от 23.04.2015 № 326)
(п. 12-1 введен постановлением Совмина от 28.06.2018 № 502)
13. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, в том числе для рассмотрения выявленных комиссией в ходе ее деятельности конкретных
нарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, но не реже одного раза в полугодие. Решение о созыве комиссии принимается председателем комиссии или по предложению не менее одной трети ее членов.
(в ред. постановлений Совмина от 30.04.2019 № 267)
В заседании комиссии участвуют представители юридических лиц и граждане, в отношении которых председателем комиссии принято решение об их приглашении на это заседание.
(часть 2 п. 13 введена постановлением Совмина от 28.06.2018 № 502; в ред. постановлений Совмина от 30.04.2019 № 267)
В ходе заседания рассматриваются вопросы, связанные:
с установленными нарушениями работниками государственного органа (организации) и подчиненных организаций антикоррупционного законодательства, применением к ним мер ответственности, устранением нарушений, их последствий, а также причин и условий, способствовавших совершению названных нарушений;
(в ред. постановлений Совмина от 30.04.2019 № 267)
с соблюдением в государственном органе (организации) порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг);
(в ред. постановлений Совмина от 30.04.2019 № 267)
с состоянием дебиторской задолженности, обоснованностью расходования бюджетных средств в государственном органе (организации), подчиненных организациях;
с правомерностью использования имущества, выделения работникам государственного органа (организации) заемных средств;
с обоснованностью заключения договоров на условиях отсрочки платежа;
с урегулированием либо предотвращением конфликта интересов;
Помимо вопросов, указанных в части второй настоящего пункта, на заседании рассматриваются предложения граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции и другие вопросы, входящие в компетенцию комиссии.
(ч. 4 п. 13 введена постановлением Совмина от 23.04.2015 № 326; в ред. постановления Совмина от 28.06.2018 № 502)
14. Комиссия правомочна принимать решения при условии присутствия на заседании более половины ее членов. Решение комиссии является обязательным для выполнения работниками государственного органа (организации) и подчиненных организаций. Невыполнение (ненадлежащее выполнение) решения комиссии влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.
( в ред. постановлений Совмина от 23.04.2015 № 326, от 28.06.2018 № 502, от 30.04.2019 № 267)
15. Члены комиссии обладают равными правами при обсуждении проектов решений. Решения принимаются простым большинством голосов от общего количества членов комиссии, присутствующих на ее заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии. Решения комиссии оформляются протоколом.
16. В протоколе указываются:
место и время проведения заседания комиссии;
наименование и состав комиссии;
сведения об участниках заседания комиссии, не являющихся ее членами;
повестка дня заседания комиссии, содержание рассматриваемых вопросов и материалов;
принятые комиссией решения;
сведения о приобщенных к протоколу заседания комиссии материалах.
17. Протокол заседания комиссии готовится в 10-дневный срок со дня его проведения, подписывается председателем и секретарем комиссии, после чего в 5-дневный срок доводится секретарем комиссии до ее членов и иных заинтересованных лиц.