КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ?
Чтобы прийти к обдуманному решению о выборе профессии, необходимо сделать семь следующих шагов:
1. Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны и по которым вы хотели бы работать.
2. Изучить перечень требований к выбираемой профессии по параметрам:
• выбираемая профессия и жизненные ценности, цели;
• выбираемая профессия и реальное трудоустройство;
• желательный уровень профессиональной подготовки;
• выбираемая профессия и мои склонности, способности; желательные содержание, характер и условия работы.
3. Определить значимость каждого требования. Может быть, есть менее важные требования для вас, которые, по большому счёту, можно и не учитывать.
4. Оценить своё соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования, предъявляемые самой профессией. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям, предъявляемым профессией.
5. Подумайте о соотношении полученных результатов. По полученным результатам определите, какая профессия из всего списка наиболее других подходит вам по всем пунктам.
6. Проверить результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите своё решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные действия на пути к успеху.
ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ АКТИВНЫМ НА РЫНКЕ ТРУДА?
Если тебе хочется узнать, насколько активна твоя позиция, оцени ряд утверждений. Если ты согласен с соответствующим утверждением, то поставь знак «+» рядом с его номером.
1. Хорошо знаю свои цели и желания.
2. Изучил себя, знаю, на что способен.
3. Умею ориентироваться в потоке информации и самостоятельно добывать необходимые сведения.
4. Верю в себя, в возможность достижения успехов в намеченных делах.
5. Считаю, что имею право на выбор в любой конкурсной ситуации – не только меня выбирают, но и я выбираю.
6. Умею обращаться за помощью к другим людям, делать их союзниками при реализации своих планов.
7. Умею извлекать пользу из ошибок, учиться на своем опыте и на опыте других людей.
8. Сталкиваясь с препятствиями, ищу новые способы разрешения возникшего затруднения.
9. Ощущаю достаточно сил и энергии для реализации своих целей.
10. Выстраиваю способы достижения основного варианта, обязательно продумывая запасной.
11. Стремлюсь к получению опыта, пробуя себя в разных областях.
12. Непрерывно осмысляю и корректирую свои действия в зависимости от полученных результатов.
13. Умею учитывать мнения других людей при выработке и реализации своих планов, не теряя своей позиции.
14. Владею навыками поведения в деловых ситуациях: умею договариваться о встрече с нужными людьми, представить себя, рассказать о своих возможностях.
Посчитай количество плюсов, которое получилось в итоге:
12-14 – твоя позиция очень активна; Хорошо знаю свои цели и желания.
8-11 – твоя позиция достаточно активна;
Менее 8 плюсов – имеет смысл серьезно задуматься и, возможно, обратиться на консультацию к психологу-профконсультанту.
Сейчас дети разбираются в современных профессиях лучше, чем их родители, потому что они не воспринимают труд сквозь призму советского понимания слова «работа». Старые критерии надежности или престижа уже не актуальны, ведь многим довелось побывать в ситуации, когда государство оказывалось в долгу перед тружениками, а частные фирмы, к которым многие относились с недоверием, исправно выплачивали сотрудникам зарплату. Так и во многом другом: проходит время, смещаются акценты в понимании престижной работы. Поэтому, чтобы говорить со своими детьми на одном языке и иметь возможность давать действительно компетентные советы, родители сами должны знать о тенденциях рынка труда.
Для того чтобы обеспечить своему чаду безоблачное будущее, современным мамам и папам необходимо спрогнозировать, насколько та или иная сфера деятельности будет популярна в дальнейшем. Сможет ли выпускник устроиться на работу, не будет ли переизбытка специалистов данной профессии к тому моменту, когда ребенок окончит вуз?
Ни для кого не секрет, что большинство людей трудятся не по профильной специальности. Особенно это касается таких сфер, как торговля, отдела. Позже выясняется, что руководство ему не под силу: он хороший труженик, но плохой начальник. Так он достигает своего уровня некомпетентности. Если же он справляется с задачей, его продвигают дальше, пока результаты его работы не станут плохими. Данную стадию и называют уровнем некомпетентности. Печальная картина. Недостаток такой системы замечен давно. Теперь существует возможность стать профессиональным руководителем. Чтобы обучиться данной специальности, нужны определенные способности. Лидерские качества проявляются с самого детства, но их недостаточно, чтобы стать хорошим руководителем. Необходимы аналитические и психологические знания, а также умение думать и заботиться о других.
Кроме того, становится популярной работа в кадровых службах или, как теперь принято говорить, Human Resources (HR). Раньше считали, что кадровики просто перекладывают бумажки — сейчас специалист такой службы имеет в организации совершенно иной статус. Он занимается не только документами персонала, но и «формированием лояльности коллектива». Еще из школьных учебников истории мы знаем, что лучше работают заинтересованные в результатах своей деятельности сотрудники. Поэтому специалист кадровой службы исполняет роль проводника между начальником и подчиненными. Некоторые компании задействуют также психологов, которые налаживают обстановку в отделах и дают индивидуальные консультации сотрудникам и руководству. Они проводят семинары и тренинги, призванные объединить работников в единую команду.
Если ребенка интересует психология, то образование в этой сфере сейчас достаточно популярно, да и работа для хорошего специалиста найдется всегда. Психоаналитики, скорее всего, вряд ли станут популярными в нашей стране. Тут дело в национальном менталитете: мало кто согласится платить деньги за то, что тебя просто выслушают. У нас принято делиться проблемами с друзьями и родственниками и у них искать поддержку. Хотя без работы такой специалист не останется — существует множество консультативных центров, куда люди обращаются разово за советом в решении конкретных проблем. А вот психологи, занимающиеся вопросами взаимоотношений в коллективе, будут востребованы. С ростом корпоративной культуры, ориентированной на западный стиль ведения бизнеса, для многих организаций, особенно имеющих западных учредителей или партнеров, наличие такого сотрудника в штате станет нормой.
IT — информационные технологии
Большинство современных школьников могут работать с компьютером на пользовательском уровне: набирать и форматировать текстовые документы, создавать таблицы и презентации, пользоваться электронной почтой и Интернетом, устанавливать несложные программы и т. п. Поэтому, если ребенок целыми днями сидит за ПК, проходя очередной уровень в новой игре или болтая по Интернету в чатах и форумах, это вовсе не означает, что он станет специалистом в области IT. Навык работы на ЭВМ пригодится ему в любой профессии, так как сейчас практически не осталось сфер деятельности, где бы ни использовали компьютер.
Совсем другое дело, если школьник устремляет свой взгляд к математике, физике и информатике. Если его интерес к ПК простирается дальше пользовательского, то, получив техническое образование, он реализует свои возможности в сфере информационных технологий, телекоммуникаций, связи. Здесь можно развиваться в разных направлениях: программирование, обслуживание компьютеров, создание интернет-сайтов и т. д. Специалисты в данных областях никогда не будут лишними, потому что цифровые технологии глубже проникают в нашу жизнь. И здесь важными являются не только знания, но и умение приспосабливаться ко всему новому, видеть направления и перспективы, ведь движение в сфере IT происходит удивительно быстро.
Маркетинг, реклама, PR
Данное направление считают одним из самых модных и перспективных. Конечно, вряд ли оно со временем потеряет актуальность. И хотя эта сфера относительно молодая, вузы давно предлагают студентам свои программы. Это может быть как творческая, так и аналитическая деятельность. Создание рекламы, безусловно, творческий процесс, в котором задействованы дизайнеры, копирайтеры, сценаристы и т. д. Но есть еще и специалисты, которые призваны определить целесообразность того ли иного вида рекламы для данного товара или услуги, где и как эту рекламу размещать и т. п. Необходим прогноз того, в каком направлении развивать рекламную деятельность, чтобы популярность продукта была на высоте. Кроме того, на фирме должны быть люди, занятые созданием положительного имиджа компании. К ним относят специалистов по связям с общественностью, или PR. Причем пиар бывает двух видов: внешний — это информация об организации, которая формирует ее имидж в глазах общественности (упоминания в СМИ, позиционирование фирмы на рынке товаров и услуг, пресс-конференции и др.) и внутренний — отношение самих сотрудников к деятельности компании. Если работники гордятся своим нанимателем, то и трудятся лучше. В ближайшее время вряд ли будет переизбыток специалистов по PR, так что для ребенка, у которого есть гуманитарные способности, умение быстро находить выход из нестандартных ситуаций, склонность к анализу, образование в этой сфере — залог успешной карьеры.
Туризм, отдых и развлечения
Раньше работу в туристическом, гостиничном и ресторанном бизнесе не считали престижной. Сейчас данная сфера деятельности весьма привлекательна, ведь для поездки за границу не нужны рекомендации десятков инстанций. Чтобы реализоваться на службе, необходимо умение ладить с людьми, потому что именно от доброжелательности персонала зависит успех организации.
Выбирая профессию для ребенка, необходимо учитывать его потребности и возможности, а не только престиж или предполагаемую зарплату. Есть много специальностей, которые сейчас воспринимают так же, как и раньше. Быть хорошим бухгалтером ничуть не хуже, чем посредственным журналистом. Не стоит навязывать ребенку свои невоплощенные мечты, не надо давить, пытаться привить свои интересы и взгляды, ведь социальная реализация — один из важнейших аспектов человеческой жизни. Помогая юному созданию с выбором рода деятельности, старайтесь предоставить ему информацию, но не подталкивайте. Продуманное решение — залог дальнейшего карьерного успеха.
Профориентация на школьной местности
Как правило, вопрос выбора будущего дела жизни встает перед школьником по окончании 9-го класса. Но психологи рекомендуют родителям задуматься над профориентацией ребенка уже в 7–8-м классе. Когда и к кому нужно обращаться за помощью в этом вопросе?
В идеале считается, что каждый ученик имеет предрасположенность к определенной деятельности, а грамотные родители и педагоги на основе наблюдений за ребенком без особых сложностей могут определить подходящую для него профессию. Но практика показывает, что на пороге выпуска (11-й класс) большинство полученных в школе знаний оказываются неактуальными - и возникает необходимость оценить свои внутренние наклонности и ресурсы.
Согласно социологическим исследованиям, школьники в своем выборе будущей специальности редко ориентируются на личную психологию, надеясь скорее на финансовые возможности семьи, всецело доверяются решению родителей. А мамы и папы, руководствуясь распространенными в обществе стереотипами о престижности профессий юриста и экономиста, обрекают чадо на жесткую конкуренцию и трудный поиск работы после получения диплома.
Частое игнорирование «душевной» стороны «профессионального» вопроса психологи ставят в вину именно взрослым. Педагоги тоже не устают напоминать родителям, что будущие проблемы выпускника университета (начиная от трудоустройства и необходимости переквалификации и заканчивая неустроенной карьерой в зрелом возрасте) корнями уходят в школьную жизнь. Вердикт профконсультантов таков: если ребенку вовремя не предоставить возможность и время для выбора «близкой сердцу» деятельности, будущая работа грозит превратиться для молодого специалиста в каторжный труд.
Будущее на вырост
«Вовремя» на языке психологии означает не позже 8-9-го класса. «Дело в том, - говорит Ирина Савченко, психолог-консультант центра «Лелека», - что в 14-15 лет подросток начинает переживать потребность в выборе профессии, а исходные знания позволяют ему правильно (или нет) оценивать те или иные виды деятельности».
Кроме учета «правильного» возраста, необходимыми атрибутами качественной профессиональной ориентации являются психологическая диагностика склонностей, мотивов и устремлений ребенка, обзор рынка труда и, конечно, учет финансовых возможностей семьи. Далеко не каждый современный школьник проходит все этапы профориентации от начала до конца.
Мы выбираем, за нас выбирают
Сегодня родители, желающие грамотно сориентировать чадо в «деле его жизни», по большому счету имеют только два варианта действий.
Первый - обратиться за профессиональной консультацией в специализированный центр (как вариант - к школьному психологу) или же оббивать пороги служб занятости.
Второй - надеяться только на собственные силы; всю информацию о методах психологической диагностики, о современной конъюнктуре рынка труда добывать и опробовать самим.
Стратегия №1
По словам г-жи Савченко, психологическая диагностика включает в себя предварительную консультацию психолога (как в режиме «психолог - школьник», так и «психолог - школьник - родители»), непосредственную психодиагностику с помощью специально подобранных опросников. «Профессиональные консультанты всегда используют несколько методик (не меньше трех-четырех тестов)», - говорит Ирина Савченко. По окончании сеансов школьнику выдается специальный отчет результатов тестирования, который носит исключительно рекомендательный характер. «Несмотря на то, что психологическая картина является базовым компонентом профориентации, мы никогда не советуем нашим клиентам слепо доверять тестированию. Это всего лишь диаграмма развитых способностей ученика на данный момент», - говорит психолог.
К слову сказать, в большинстве случаев результаты консультирования в специальных психологических центрах ничем не отличаются от психологической «проверки» специалистами из служб занятости. Единственная разница заключается в оплате: если услуги центра в районе стоят 100-200 грн, то службы занятости обязаны консультировать бесплатно.
Третий вариант действий - помощь школы. По словам Елены Прохницкой, заместителя директора по учебно-воспитательной работе в гимназии №153, в гимназиях и лицеях процесс профориентации включен в саму систему образования. «Еще в 5-6-х классах профильные предметы в учебной программе школьника отсутствуют, - говорит г-жа Прохницкая. - Но уже в 7-8-х классах увеличивается нагрузка на определенные уроки (или математические, или гуманитарные). Это еще не определения профиля ученика, а всего лишь выбор направления обучения, поэтому ребенок может поменять выбранный гуманитарный класс на математический или наоборот. Работа по профориентации начинается в конце 8-го класса, когда школьный психолог и куратор проводят психодиагностику склонностей и типа мышления учеников, тестируют интеллектуальную зрелость (по принципам, сходным с западным IQ) и исследуют темперамент ребенка. На собрании родители получают результаты всей работы в качестве рекомендаций».
Стратегия №2
В школе уже начинается регулирование вопроса профориентации. «Судя по частоте, с которой подымается сегодня эта проблема, система профориентации будет внедряться не только в гимназиях и лицеях, но и в обычных школах», - говорит Елена Прохницкая.
Но несмотря на это, в каждой второй школе процесс профориентации учеников пущен на самотек.
Согласно статистическим данным, за помощью к специалистам прибегает лишь незначительный процент выпускников, в большинстве же случаев вопрос выбора профессии решается в узком семейном кругу. Соответственно перед родителями встают проблемы: самостоятельно провести мониторинг рынка труда и своими силами осуществить психологическую экспертизу ребенка.
Если о рейтинге востребованных профессий можно узнать в Интернете (www.profosvita.org.ua) или в специализированных печатных изданиях, то с психологической диагностикой будущего специалиста дело обстоит сложнее. Несмотря на доступность тестов и популярных методик, разобраться в их многообразии рядовому родителю не под силу. Психологи-консультанты для «самопроверки» школьника рекомендуют следующий алгоритм: первое - определить ведущий способ мышления; второе - протестировать на двух-трех профориентационных опросниках.
По словам Ирины Савченко, определение ведущего мышления - «правополушарного» (абстрактно-образного - т. е. гуманитарные науки) или «левополушарного» (логического - т. е. точные науки) можно осуществить простыми «кустарными» методами.
«Подручный» способ таков: сложите накрест руки (или ладони в замок), какая рука (большой палец) окажется сверху, такое полушарие и доминирует. Следующий шаг требует анализа. Для этого подойдет едва ли не самая популярная методика Е. О. Климова.
Все многообразие видов деятельности знаменитый русский ученый разделил на пять типов. Прежде чем относить ребенка к одному из них, вспомните об увлечениях своего чада и обо всех его удачных проектах. Составьте список успешных достижений - в 5-м классе нарисовал красивый школьный стенд, а в 7-м выиграл олимпиаду по литературе. Чем больше список, тем легче определить, к какому типу относится ребенок.
Типы по Климову
1. «Человек - природа»: профессии, косвенно или напрямую связанные с живой природой. Сфера деятельности - начиная от сельского хозяйства, исследования растительного мира (ученый-биолог, садовод), животных (ветеринар) и заканчивая медициной (изучение организма человека).
2. «Человек - техника»: главный критерий - любовь к технике (машинам, механизмам, видам энергии). Любая деятельность, связанная с автоматизмом и машинной работой, - механики, инженеры-технологи, монтажники, водители.
3. «Человек - человек»: предметом любви является homo sapiens. Подходящие для «человеколюбивых» людей профессии напрямую связаны с тесными межличностными контактами - это психолог, педагог, врач, менеджер, продавец и даже парикмахер.
4. «Человек - знаковый образ»: если ваш восьмиклассник проявляет интерес к различным схемам, цифрам, а больше всего любит информатику и филологию - значит, это его тип. Наиболее подходящие специальности - переводчик, чертежник (как инженер, так и модельер), топограф и, конечно, программист.
5. «Человек - художественный образ»: к последней категории относятся все творческие люди. Любовь к искусству предполагает следующие виды занятий: артист, музыкант, дизайнер, скульптор, писатель, режиссер и т. д.
Климов также советует родителям: прежде чем принимать решение, убедиться, что их школьник осведомлен об «оборотной» стороне трудовых затрат (например, сколько времени и сил уходит на постановку одного спектакля).
Определяем сами
Геометрия мысли
Знаменитый лозунг на входе в Афинскую Академию гласил: «Не знаешь геометрии - не входи». Сегодня одной из популярных методик по определению типа мышления является психогеометрический тест. Посмотрите на пять фигур и постарайтесь выбрать из них ту, которая вам наиболее импонирует (сразу привлекает внимание). Пронумеруйте ее первой, оставшиеся четыре фигуры расставьте в порядке предпочтения. Фигура под номером пять должна быть наименее вам симпатична.
Итак, если вы выбрали первой фигуру:
Квадрат
Мыслительный логический анализ и вычисление - сильная сторона Квадрата. Эта строго линейная фигура полностью определяет вас как «левополушарный» (математический) тип личности. Говоря языком информатики, Квадраты мыслят в последовательном формате: а-б-в-г-д и т. д. Чрезвычайно развитое внимание к деталям, инструкциям и конкретике способны сделать из Квадратов высококвалифицированных исполнителей и администраторов. Оборотная сторона «квадратного» мышления - неспособность принимать «глобальные» решения или идти на оправданный риск, что «перекрывает путь» к профессиям руководителя.
Треугольник
Эта форма символизирует лидерство. В соответствии эгоцентричным претензиям быть всегда первыми, Треугольники обладают недюжинной решительностью и целеустремленностью. Из них выходят профессиональные менеджеры, директора и руководители разных уровней. Нередко доминирующий «логический» тип Треугольника с преобладанием в нем лидерских качеств, в отличие от Квадрата, мешает ему работать в коллективе на «равных правах».
Прямоугольник
Прямоугольник символизирует душевное состояние перехода и изменения. Если вы выбрали его первым, это сигнализирует о психологических метаморфозах, частых состояниях замешательства и неопределенности. Поэтому преобладающим психологическим качеством Прямоугольника становиться непоследовательность, резкие изменения принятых решений. Несмотря на то, что психологи расценивают эту фигуру как временную психоформу (переходную стадия от одного этапа развития к другому), Прямоугольники обладают любознательностью, пытливостью и смелостью начинать новое дело. Как правило, выбор этой фигуры говорит о неудовлетворенности существующего состояния дел и необходимости радикально поменять выбранные ориентации.
Круг
Этот мифологический символ гармонии говорит о высоких коммуникативных способностях и автоматически зачисляет человека к «правополушарным» личностям. Круги - самые лучшие коммутаторы среди всех пяти форм. Cтремление к компромиссам и развитые способности к импатии (способность чувствовать других людей) открывают им путь во все профессии, связанные с межличностными отношениями (педагоги, врачи, психологи и т. д.). Должности, требующие решительного поведения и выносливости, им не подходят.
Зигзаг
Единственная разомкнутая из всех пяти, эта фигура символизирует креативность и творческий потенциал. Зигзаги - истинные «правополушарные» мыслители (интуиция, образность, эмоциональность - их сильные черты характера), отличающиеся завидной оригинальностью в принятии решений. Квадрат и Треугольник редко обращают внимание на знак Зигзага. На вопрос психолога: «А куда вы поместили эту фигуру?», в ответ можно услышать: «Это фигура? Я думал здесь просто начеркано». При этом, в отличие от Кругов, Зигзаги редко интересуются поиском компромиссов. Лейтмотивом их синтетического мышления является лозунг «А что, если?». Зигзагам подходят любые профессии, где присутствует творчество, начиная от артиста и заканчивая дизайнером-оформителем.
Комментарий
Владимир Звиняцковский, доктор филологических наук, педагог
Напомню, что сегодняшний шестиклассник учится уже в 12-летке, т. е. документ о среднем образовании он получит лет в 19. А вот сегодняшнему 7-9-класснику повезло: он еще в 11-летке и на правах старшеклассника допущен к МАН (Малой академии наук), задействован в олимпиадах, на которых может громко заявить о своем профессиональном выборе. Однако чаще всего этого не происходит в силу слабого контакта «семья - школа»: ведь дети «из хороших семей» хорошо учатся по всем предметам, вот и шлет их школа на все олимпиады, не помогая, а мешая сделать стратегический выбор. Поэтому родители должны задуматься и вмешаться, помня, что участие в олимпиадах - не обязанность, а право их ребенка, ступенька к выбору будущей профессии.
В современной школьной и околошкольной психологии много формализма и шарлатанства. Поэтому обратиться лучше к самому ребенку. Но говорить с ребенком о том, как важна и интересна работа (прежде всего - ваша), нужно не в девятом классе, и даже не в седьмом, а в два-три года. Но если в родителе он видит потребителя, а не труженика, то каким образом он сам будет серьезно «диагностировать» труженика в себе? Ну, скажет: «Я, пап, люблю компьютер», и радостный отец побежит записывать его «на информатику». А великовозрастное чадо просто любит игрушки-стрелялки...
Процесс профориентации начинается со снятия розовых родительских очков. Конечно, все мы видим наследников как максимум президентами как минимум корпораций. Но посмотрите, нравится ли ему учиться. Если нет, то почему? Если да, то чему? Может быть, ваш двоечник летом в деревне с удовольствием посещает местного зоотехника. Ведь далеко не всему учат в школе! Человеческих способностей гораздо больше, чем школьных предметов. Может быть, вместо репетитора по английскому отправьте чадо в кружок при зоопарке. Чем быть аутсайдером в «престижной» профессии, не лучше ли быть лучшим (и, кстати, богатым) ветеринаром?